Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Октябрьского района Курской области

307200, Курская область, Октябрьский район, п. Прямицыно, ул. Октябрьская, 104
Телефон: +7 (47142) 2-12-50

Методическая копилка

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи:

1.     углубить, расширить и систематизировать знания обучающихся о течениях Мирового океана, познакомить со схемой поверхностных течений, и определить причины, влияющие на происхождение и направление;

2.    формировать коммуникативные компетенции через работу в парах, умение аргументировать свою точку зрения, продолжить формировать умение работать с контурной картой;

3.    воспитывать ответственность, аккуратность и самостоятельность выполнении заданий.

Планируемые результаты.

Предметные: раскрыть причины движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений, тем самым доказать наличие ветровых и стоковых течений, определить общие закономерности течений в Мировом океане, находить и извлекать необходимую информацию из карт атласа, переносит её на контурную карту.

Личностные:

·      положительное отношение к урокам географии

·      умение находить ошибки в работе соседа и признавать собственные

·      формировать внимание, ответственность и аккуратность

Метапредметные:

·      умение строить  речевые конструкции с использованием географической терминологии

·      понимать смысл поставленной задачи

·      распознавать верные и неверные утверждения

·      умение работать в соответствии с алгоритмом

Регулятивные УУД:

Постановка личных целей, технология оценивания

 

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, климатическая карта мира, карта Мирового океана,  настенная контурная карта мира, учебники, атласы, контурные карты, раздаточный материал с заданиями.

 

 

Ход урока

Этап урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I

Организационный этап

 

Приветствие. Контроль рабочих мест учеников. Отметить отсутсвующих.

Приветствие учителя стоя, дежурные сообщают об отсутствующих

II

Этап мотивации к учебной деятельности

Включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока

-Сегодня нас ждет исследование Мирового океана. Будьте внимательны, ничего не упустите.

-Что мы изучали на прошлом уроке? Давайте вспомним.

 

III

Проверка домашнего задания

Проверить, обобщить и оценить знания обучающихся, полученных на прошлом уроке

Индивидуальный опрос.

1.    Значение океана для жизни Земли и жизни человека.

2.    Изучение и освоение Мирового океана.

3.    Происхождение вод океана.

4.    Свойства вод океана (температура и соленость)

5.    Льды в океане

6.    Водные массы

Обучающиеся должны дать по каждому вопросу развернутые ответы

IV

Актуализация знаний

Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала

Кроме температуры и солености у водных масс еще одно важное свойство – способность перемещаться.

- Как вы думаете , какая сегодня тема урока? (слайд 1)

 «Схема поверхностных течений»

 

Учитель читает отрывок из стихотворения Айка Лалунца «Течение Западных ветров» (слайд 2)

 

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Что будем делать?

Учитель озвучивает цель урока.

 

1.    Что такое течение?

2.    Как на карте обозначены течения?

3.     Что значит теплое и холодное течение?

4.    Почему образуются течения?

 

 

 

 

Записывают  тему в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают материал 6 класса

V

Изучение нового материала

Углубить, расширить и систематизировать знания обучающихся о течениях Мирового океана, познакомить со схемой поверхностных течений, и определить причины, влияющие на происхождение и направление;

формировать коммуникативные компетенции через работу в парах, умение аргументировать свою точку зрения, продолжить формировать умение работать с контурной картой;

 

Причины образования течений:

-постоянные ветры Земли

-очертания материков

-сила Кориолиса   (слайд 3)

1. Постоянные ветры Земли. Какие? Сопоставление климатической карты и карты Мирового океана

2. Очертания материков

- образование стоковых течений (слайд 4)

-исчезновение течений (слайд 5)

3. Сила Кориолиса

- Как эта сила проявляется в постоянных ветрах, а значит в течениях?

 

 

Чтобы поближе познакомиться с течениями, я предлагаю Вам работу в парах.

 

Задание напечатано на бумаге и разложено на партах,  у каждой пары свое течение (раздаточный материал)

План.

1.    Название течения

2.    В каком океане находится?

3.    Где образуется?

4.    В каком направлении течет?

5.    Тип течения по температуре

 

Течений в океане множество, но существует в их движениях определенная закономерность. (слайд 6)

Далее учитель рассказывает о схеме течений на примере северной Атлантики

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах в теч. 3-5 минут с картами атласа, после отвечают у карты

 

 

 

Внимательно слушают

VI

Закрепле

ние

Обобщить полученные на уроке знания и умения

А теперь давайте нанесем эту схему на контурную карту.

Учитель на настенной контурной карте показывает как работать.

 

Для южной Атлантики схему нанесите в к.к. самостоятельно

Повторяют действия учителя у себя в картах

 

Самостоятельно работают в к.к.

Один ученик может (по желанию) работать на настенной к.к.

VII

 

Домашнее задание

 

П. 7, вопросы 1-5, на к.к. нанести схему поверхностных течений в Тихом океане

Записывают задание в дневник

VIII

Подведение итогов. Рефлексия.

Анализ работы обучающихся на уроке.

1.    Сегодня я узнал…

2.    Было интересно...

3.    Было трудно…

4.    Я выполнял задания …

5.    Я понял, что…

6.    Теперь я могу…

7.    Меня удивило…

8.    Мне захотелось…

 

По очереди отвечают на предложенные вопросы

 

 

Тип урока:  открытие нового знания

Цели урока:

- сформировать представление о минералах и горных породах;
- углубить знания о происхождении, классификации и свойствах горных пород.

Задачи урока:

образовательные: сформировать представление о минералах и горных породах, их происхождении; ввести понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы»,

развивающие: развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию работы в парах.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.

 

Планируемые результаты.

Предметные:

·      сформировать знания о горных породах и минералах;

·      научиться объяснять связь горных пород со строением Земли, особенности их происхождения и использовании в хозяйственной деятельности человека.

 

Личностные:

·      положительное отношение к урокам географии;

·      умение находить ошибки в работе соседа и признавать собственные;

·      формировать внимание, ответственность и аккуратность;

·      проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;

Метапредметные:

·      анализировать, сравнивать и обобщать факты;

·      выявлять причины;

·      делать выводы;

·      преобразовывать информацию из одного вида в другой;

·      заполнять таблицу;

·      устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

Постановка личных целей, технология оценивания

 

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, таблица «Строение Земли и земной коры», учебники, раздаточный материал с заданиями, коллекции горных пород и минералов.

 

 

Ход урока

Этап урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I

Организационный этап

 

Приветствие. Контроль рабочих мест учеников. Отметить отсутствующих.

Приветствие учителя стоя, дежурные сообщают об отсутствующих

II

Этап мотивации к учебной деятельности

Включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока

-Сегодня нас ждет исследование Мирового океана. Будьте внимательны, ничего не упустите.

-Что мы изучали на прошлом уроке? Давайте вспомним.

 

III

Проверка домашнего задания

Проверить, обобщить и оценить знания обучающихся, полученных на прошлом уроке

Индивидуальный опрос.

1.    Каково внутреннее строение земного шара?

2. Какова мощность внутренних частей Земли?

3. Каковы температуры внутри Земли?

4. Как называется твердый слой на поверхности нашей планеты?

Литосфера и земная кора – это одно и то же?

6. Какие вы знаете типы земной коры?

7. В чем их отличие?

8. Для чего люди изучают земную кору?

Обучающиеся должны дать по каждому вопросу развернутые ответы

IV

Актуализация знаний

Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала

Сегодня на уроке мы подробнее  узнаем, для чегонужна человеку земная кора.

Учитель читает загадки.

1.Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

2.    Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.

3.    Он очень нужен детворе,
И на дорожках во дворе,
И на стройке, и на пляже,
И в стекле расплавлен даже

4.    В нем навсегда застыл зеленый пламень.
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
 Во всех краях прославивший Урал

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Что будем делать?

Учитель озвучивает тему урока.

 «ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ»

Учитель читает стихотворение В. Слётова

Полезно камни наблюдать,

Над ними можно размышлять,

Ценней же прочего – желанье

Законы жизни их понять,

Прочесть сокрытые в них тайны,

Что им присуще, что случайно.

И поделиться, рассказать,

О том, что удалось узнать.

 

Подводит к цели урока:
- сформировать представление о минералах и горных породах;
- разделить   горные породы  на группы по происхождению;
- научиться различать горные породы и минералы по внешним признакам.

 

 

 

 

Записывают  тему в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают материал 5 класса

V

Изучение нового материала

Углубить, расширить и систематизировать знания обучающихся о горных породах и минералах, слагающих земную кору ,познакомить с классификацией горных пород, выяснить практическое значение горных пород и минералов,

формировать коммуникативные компетенции через работу в парах, умение аргументировать свою точку зрения, продолжить формировать умение работать с таблицей, учебником, преобразовывать один вид информации в другой.

1.    Учитель дает определение горных пород и минералов

Горная порода – природное тело, слагающее земную кору и состоящее из минералов.

Минералы – природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности Земли.

2.    Горные породы и минералы классифицируют по происхождению и выделяют главные свойства (цвет, блеск, твёрдость):

Магматические: глубинные (габбро, гранит, обсидиан) и излившиеся (пемза);

Осадочные:обломочные (глина, песок, песчаник), химические (гипс, поваренная соль), органические (известняк, каменный уголь, нефть, горючие сланцы);

Метаморфические (гнейс, мрамор,кварцит)

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

Записывают в тетрадь и работают с коллекцией горных пород и минералов

 

Предлагают возможные пути использования горных пород в хозяйственной деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI

Закрепле

ние

Обобщить полученные на уроке знания и умения

Учитель предлагает работу в парах на закрепление нового материала.

Предлагается обучающимся работа в сводной таблице (см. приложение 1 и приложение 2)

Во завершении работы учащиеся с учителем  проверяют выполненную работу в форме индивидуальных ответов у доски.

 

Самостоятельно работают в таблицах 3-5 минут.

 

VII

 

Домашнее задание

 

п. 14; пункты 4, 5, 6, 7;
вопросы   1, 2, 3 (устно);
записи в тетради

Записывают задание в дневник

VIII

Подведение итогов. Рефлексия.

Анализ работы обучающихся на уроке.

Заполнение рефлексивной карты (см. приложение 3)

 

 

 

 

 

Выставление оценок.

 

Делают отметки в рефлексивной карте

 

 

 

 

 

Приложение1.

Классификация горных пород.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Классификация горных пород

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

РЕФЛЕКСИВНАЯ КАРТА.

Урок

 

 

Я на уроке

 

Итог

 

Интересно

 

 

Работал

 

Понял материал

 

Скучно

 

 

Отдыхал

 

Узнал больше, чем знал

 

Безразлично

 

 

Помогал другим

 

Не понял

 

 

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.